«Школьные службы примирения – профилактика межэтнических конфликтов и насилия в регионах России»

В 2012 году Волгоградская область стала одной из региональных площадок межрегионального проекта «Школьные службы примирения – профилактика межэтнических конфликтов и насилия в регионах России».  Школьные службы примирения (ШСП) в Волгоградской области действуют более чем в 80 школах. Восемь из этих школ были выбраны базовыми учреждениями проекта где межэтническим конфликтам и их урегулированию было уделено особое внимание. В каждой из базовых школ в деятельность по проекту были вовлечены все участники ШСП, а также заинтересованные педагоги и широкий круг детей средней возрастной группы (5-9 классов), примерно по 100-150 человек в каждой школе, всего около 1500 детей. Координировал и методически обеспечивал работу по проекту ВРБОО «Клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка» при поддержке органов управления образованием и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Волгограда.

В  нашем Нефтекумском  районе  проживают народы 130 национальностей.  Школы в подавляющем большинстве также являются многонациональными. При этом знаний и опыта в области выстраивания культурных межэтнических отношений в школе не хватает ни учителям, ни детям. Межкультурному взаимопониманию и мирному разрешению межнациональных конфликтов в школе необходимо учить. Надо помочь молодежи выработать в себе понимание следующих принципов: разнообразие людей украшает и обогащает жизнь; мирное сосуществование народов способствует социально-экономическому процветанию территории;   конфликт – вовсе не экстраординарная, а весьма распространённая ситуация, которую надо уметь разрешать конструктивно; экстремизм разрушителен для его участников и для сообщества в целом способность каждого человека осмысленно применять общепризнанные нормы толерантности при принятии личных и общественных решений. Для усвоения детьми культурных норм межэтнического взаимодействия как нельзя лучше подходят восстановительные технологии с их вниманием к отношениям в сообществе и приоритетом личной ответственности за происходящее. Поэтому восстановительные подходы и технологии легли в основу методологии деятельности по проекту. Организаторы проекта воспользовались успешным опытом работы Клуба ЮНЕСКО «Достоинство ребенка» в проектах прошлых  лет, таких как «Ключи к миру», «Школа мира», «Детский ответ на национальный вопрос» и др., а также опытом работы с межэтническими конфликтами,

Планирование конкретной деятельности по проекту в основном ведется  на региональном уровне. Школы  района  разработали собственную модель и дизайн проекта, который заключался в организации и проведении взаимосвязанных разноформатных и разноуровневых мероприятий (внутришкольных, межшкольных, городских/региональных, межрегиональных), дающих возможности достичь целей проекта. Эти мероприятия включили следующее: исследование массива случаев в ШСП  для выявления частоты и характера проявления конфликтов с межэтнической составляющей (МЭ конфликтов); исследование межэтнического состава школ; исследование  напряженности между детьми (до и после проекта, как основной показатель его эффективности); базовое и дополнительное обучение команд ШСП; создание ШСП, поддержка и сопровождение практической деятельности ШСП по разрешению  конфликтов; проведение серии интерактивных дискуссий с детьми и педагогами по общим гуманитарным вопросам (ценности культуры мира, толерантности, прав человека, опасности экстремизма и пр.) и по результатам проектных исследований (конкретные случаи МЭ конфликтов и ситуация в конкретной школе); сбор и анализ детских мнений,  предпочтений с выявлением детей – носителей интолерантных установок (группа риска); вовлечение детей группы риска в работу по проекту; массовые общешкольные и межшкольные мероприятия для детей (форумы, конференции, фестивали, круглые столы и др.), а также информационные мероприятия для педагогической и широкой общественности, СМИ (круглые столы, выступления на совещаниях, интервью, статьи и пр.).

Пусть  и  небольшой, но  опыт  показал, что обучающиеся в школах дети успешно осваивают и практически применяют традиционные и новые восстановительные подходы к разрешению МЭ конфликтов, возникающих неизбежно в школьной среде. Работа по развитию межнационального, межкультурного диалога с опорой на школьные службы примирения и восстановительные технологии дает фиксируемый положительный эффект, выраженный в достоверном снижении уровня межэтнической напряженности в отношениях между детьми различных национальностей, что снижает риск проявлений ненависти, вражды, экстремизма в молодежной среде, меняет атмосферу взаимодействия между подростками разных национальностей в школе на более мирную и дружественную. Модель работы по проекту, разработанная и опробованная волгоградскими специалистами, эффективна как на первом (потенциальном), так и на втором уровне профилактики (когда отношения межэтнической вражды имеют реальные проявления). Специалисты базовых школ, других школ города, представители органов власти и этнических общин дали этой работе высокую оценку.

Особенностью процесса восстановительного правосудия и в целом практик медиации является то, что он включает четыре элемента:

  1. столкновение людей в форме конфликта или криминальной ситуации;
  2. перевод столкновения в обсуждение участниками конфликтной или криминальной ситуации и  ее последствий;
  3. определение оснований прошлых и будущих действий участников (проблем, интересов, потребностей, ценностей, целей) и содействие изменению данных оснований в направлении общественно значимых ценностей.
  4. Содействие достижению соглашения о выходе из ситуации. 

 

 

© otd-obrazovaniya2012

Создать бесплатный сайт с uCoz