«Школьные службы примирения – профилактика межэтнических конфликтов и насилия в регионах России»В 2012 году Волгоградская область стала одной из региональных площадок межрегионального проекта «Школьные службы примирения – профилактика межэтнических конфликтов и насилия в регионах России». Школьные службы примирения (ШСП) в Волгоградской области действуют более чем в 80 школах. Восемь из этих школ были выбраны базовыми учреждениями проекта где межэтническим конфликтам и их урегулированию было уделено особое внимание. В каждой из базовых школ в деятельность по проекту были вовлечены все участники ШСП, а также заинтересованные педагоги и широкий круг детей средней возрастной группы (5-9 классов), примерно по 100-150 человек в каждой школе, всего около 1500 детей. Координировал и методически обеспечивал работу по проекту ВРБОО «Клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка» при поддержке органов управления образованием и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Волгограда.В нашем Нефтекумском районе проживают народы 130 национальностей. Школы в подавляющем большинстве также являются многонациональными. При этом знаний и опыта в области выстраивания культурных межэтнических отношений в школе не хватает ни учителям, ни детям. Межкультурному взаимопониманию и мирному разрешению межнациональных конфликтов в школе необходимо учить. Надо помочь молодежи выработать в себе понимание следующих принципов: разнообразие людей украшает и обогащает жизнь; мирное сосуществование народов способствует социально-экономическому процветанию территории; конфликт – вовсе не экстраординарная, а весьма распространённая ситуация, которую надо уметь разрешать конструктивно; экстремизм разрушителен для его участников и для сообщества в целом способность каждого человека осмысленно применять общепризнанные нормы толерантности при принятии личных и общественных решений. Для усвоения детьми культурных норм межэтнического взаимодействия как нельзя лучше подходят восстановительные технологии с их вниманием к отношениям в сообществе и приоритетом личной ответственности за происходящее. Поэтому восстановительные подходы и технологии легли в основу методологии деятельности по проекту. Организаторы проекта воспользовались успешным опытом работы Клуба ЮНЕСКО «Достоинство ребенка» в проектах прошлых лет, таких как «Ключи к миру», «Школа мира», «Детский ответ на национальный вопрос» и др., а также опытом работы с межэтническими конфликтами, Планирование конкретной деятельности по проекту в основном ведется на региональном уровне. Школы района разработали собственную модель и дизайн проекта, который заключался в организации и проведении взаимосвязанных разноформатных и разноуровневых мероприятий (внутришкольных, межшкольных, городских/региональных, межрегиональных), дающих возможности достичь целей проекта. Эти мероприятия включили следующее: исследование массива случаев в ШСП для выявления частоты и характера проявления конфликтов с межэтнической составляющей (МЭ конфликтов); исследование межэтнического состава школ; исследование напряженности между детьми (до и после проекта, как основной показатель его эффективности); базовое и дополнительное обучение команд ШСП; создание ШСП, поддержка и сопровождение практической деятельности ШСП по разрешению конфликтов; проведение серии интерактивных дискуссий с детьми и педагогами по общим гуманитарным вопросам (ценности культуры мира, толерантности, прав человека, опасности экстремизма и пр.) и по результатам проектных исследований (конкретные случаи МЭ конфликтов и ситуация в конкретной школе); сбор и анализ детских мнений, предпочтений с выявлением детей – носителей интолерантных установок (группа риска); вовлечение детей группы риска в работу по проекту; массовые общешкольные и межшкольные мероприятия для детей (форумы, конференции, фестивали, круглые столы и др.), а также информационные мероприятия для педагогической и широкой общественности, СМИ (круглые столы, выступления на совещаниях, интервью, статьи и пр.). Пусть и небольшой, но опыт показал, что обучающиеся в школах дети успешно осваивают и практически применяют традиционные и новые восстановительные подходы к разрешению МЭ конфликтов, возникающих неизбежно в школьной среде. Работа по развитию межнационального, межкультурного диалога с опорой на школьные службы примирения и восстановительные технологии дает фиксируемый положительный эффект, выраженный в достоверном снижении уровня межэтнической напряженности в отношениях между детьми различных национальностей, что снижает риск проявлений ненависти, вражды, экстремизма в молодежной среде, меняет атмосферу взаимодействия между подростками разных национальностей в школе на более мирную и дружественную. Модель работы по проекту, разработанная и опробованная волгоградскими специалистами, эффективна как на первом (потенциальном), так и на втором уровне профилактики (когда отношения межэтнической вражды имеют реальные проявления). Специалисты базовых школ, других школ города, представители органов власти и этнических общин дали этой работе высокую оценку. Особенностью процесса восстановительного правосудия и в целом практик медиации является то, что он включает четыре элемента:
|
|
|
|
© otd-obrazovaniya2012 |